В декабре в Петербурге прошел Science Slam, на котором шестеро ученых выступили с лекциями об Арктике. Его победителем стал старший преподаватель кафедры этнографии и антропологии СПбГУ Станислав Киселев, рассказавший о том, как ненцы адаптируют современные технологии.
«Бумага» поговорила со Станиславом и выяснила, как живут современные ненцы, зачем они пьют кровь и едят сырое мясо, а также в каких сверхъестественных существ они верят.
Science Slam на тему Арктики организовала «Бумага». Партнер мероприятия — компания «Газпром нефть».
Кто такие ненцы и где они живут
— Ненцы — один из коренных малочисленных народов Севера. По нормам законодательства, таковыми считают народы численностью не более 50 тысяч человек. Сейчас они приближаются к этой планке.
Традиционная территория расселения ненцев — от Архангельской области на Западе до левобережья Енисея. В XIX веке они появились в Мурманской области, перешли Белое море из-за большого падежа оленей от сибирской язвы на Европейском Севере.
Ненцы сохраняют традиционный образ жизни, их хозяйство основано на кочевом оленеводстве. В СССР оно существовало в рамках колхозов, сейчас — в сельскохозяйственных и промысловых кооперативах. У сибирских ненцев есть частное оленеводство. Кроме этого, есть ненцы, осевшие в городах и поселках — некоторые из них теряют свою идентичность и культурное своеобразие.
Что позволяет ненцам не мерзнуть на Крайнем Севере и чем выпас оленей отличается от выпаса коров
— К таким традиционным культурам, как ненецкая, европейская цивилизация привыкла относиться как к тем, кому нужно помочь развиться. Но это неправильно, потому что нет неразвитых культур — есть адаптированные и неадаптированные. Ненцы в этом плане обеспечивают значительный уровень адаптации — от культуры до биологии.
Организм ненцев хорошо приспособлен к условиям Арктики — главным образом, к тому, что там холодно и в воздухе мало кислорода. У них расширенная грудная клетка и увеличенный объем легких, что позволяет вдыхать больше воздуха, а также более развитая кровеносная периферическая система, из-за чего меньше мерзнут руки и ноги.
Основа образа жизни ненцев — кочевое оленеводство. Они всё время находятся в движении и проходят за год около тысячи километров. Оленеводство не нужно путать с животноводством. Олени не ходят строем, как коровы, это полудикое животное. Человек встраивается в ритмику животного — не подчиняет себе, а следует за ним. Из-за этого получается симбиоз: ненец зависит от оленя и олень зависит от ненца.
Зачем ненцы пьют свежую кровь и чем их жилище похоже на болид «Формулы-1»
— Все ненцы «сидят» на белковой диете. Их организм может усваивать огромное количество белка, у европейца бы уже отказали почки. Традиционные элементы питания ненцев — свежая кровь и сырое мясо. Эта пища полностью адаптирована к условиям недостатка витаминов. Сейчас у ненецких детей в школах появилось универсальное меню, из-за чего стало расти количество аллергиков.
Ненцы носят малицы — одежду из шкур животных, которая надевается на голое тело. В отличие от европейской одежды, малица не прилегает к телу, что не только сохраняет тепло, но и обеспечивает теплообмен. Поэтому когда у ненцев стало появляться нижнее белье, мы получили всплеск легочных заболеваний. Из-за него нарушилась вся технология согревания.
Традиционное жилище ненцев — чум. Это мобильная постройка, в основе которой находятся шесты, а сверху накинуты оленьи шкуры. Главный их плюс — быстрота перевозки, но еще в них отличная теплоизоляция. Тепло от очага идет вверх, и оно как бы закупоривает чум. Также подобная постройка защищает от шквалистых ветров, характерных для Арктики. От наклонных чумов ветер рикошетит и идет вверх по наклону. Тот же принцип, что и у болидов «Формулы-1».
Как ненцы используют обшивку ступеней ракет и есть ли у них ноутбуки и мобильные телефоны
— В культурном и социальном плане проникновение русской культуры есть, но нужно делить ненцев на тундровых оленеводов и поселковых. Если говорить, например, о летней одежде, то она среднеевропейская — резиновые сапоги, брезентовые куртки. А вот зимней одежды это не касается: в условиях тундры она не функциональна. У всех ненцев есть ноутбуки, телефоны, а рейсовые вертолеты — основной вид транспорта.
Многие новые вещи продолжают играть старые роли. Титановая обшивка упавших ступеней ракет используется как поддон для печи, вынесенные на берег сети из капрона — как элементы упряжи. Инновации не оказывают деформирующего влияния.
Как ненцы воспринимают пространство и почему их традиционная культура не исчезает
— Формы социальной организации тоже адаптированы. Традиционно основной единицей было стойбище: три-четыре чума, от 15 до 20 человек. Вместе они владеют 3–4 тысячами оленей, и это оптимально для передвижения.
Ненцы немного иначе воспринимают мир. Есть земледельческие народы, у них жилище — квадратное, а есть кочевые, у них — круглое. Мы понимаем пространство концентрически — дом и территория вокруг, а ненцы — векторами, у них есть коридор кочевания, который еще и маркируется. У каждой группы он отмечен какими-то особыми местами, историями, фольклором, всем тем, что делает эту землю их землей.
Мы не можем говорить, что ненецкая культура исчезает, несмотря на какие-либо трансформации. Ненцы не растворяются, не ассимилируются. Причина этого в том, что русская культура не имеет механизмов, связанных с кочевым оленеводством. А набор признаков, механизмов и приемов ненецкой культуры создает непреодолимый барьер для ассимиляции. Определенные риски есть, это связано со школьным образованием, например, в интернатах, проблемой перевыпаса и истощения пастбищ.
Почему многие ненцы становятся баптистами и сохранился ли у них шаманизм
— В отличие от, например, нганасанов (одного из коренных народов Сибири — прим. «Бумаги»), у которых шаманизм исчез совсем недавно, у ненцев не сохранился комплекс традиционных верований, основанный на шаманизме, вере в верховного бога Нума. Есть отдельные свидетельства, что когда-то какие-то бабушки сжигали собак в виде условного жертвоприношения, но это единичные случаи. Сейчас у ненцев активно развивается баптизм. Православного миссионерства на Севере нет, в то время как баптисты ведут себя очень активно. Вплоть до того, что их проповедники ездят на снегоходах по стойбищам.
То есть формально баптизм сильно распространен, но в реальности это религиозный синкретизм. У ненцев практически нет икон. Они верят в Христа, но имеется и традиционный уровень верований. Например, есть антропоморфные фигурки, которые считаются покровителями семьи. Их обмазывают оленьей кровью и верят, что это принесет что-то позитивное в жизнь.
На низовом уровне сохраняется демонология, вера в сихиртя — сверхъестественных существ маленького роста, живущих под землей. Но внешняя оболочка — это христианство.
Как советские власти вмешивались в культуру ненцев и что с ней происходит сейчас
— Степень вмешательства государства разнится в зависимости от исторического периода и территории. В XIX веке этот вопрос фактически находился «на обочине», основной целью Российской империи был сбор ясака (натурального налога — прим. «Бумаги»). Власть практически не вмешивалась во внутреннее управление и оставляла его на откуп самим ненцам.
В СССР с учетом патернализма государства ставились задачи цивилизовать и улучшить жизнь народов, поэтому шло активное вмешательство в культуру, контроль оленеводства, создание совхозов, разведение пушных зверей в клетках. Но экономически это было очень неустойчиво, дотационно, поэтому после исчезновения Советского Союза все эти системы рухнули из-за недостатка финансирования.
В начале XXI века ненецкая культура активно развивается, но зависит от региона. Если есть полезные ископаемые — как, например, в Ямало-Ненецком округе, то роль государства, а также нефтегазовых компаний, выше. Там много спонсорской помощи, идет снабжение дровами, снегоходами. Европейские же ненцы гораздо традиционнее, потому что там ничего не разрабатывается.
В каждом регионе есть законодательные акты, направленные на развитие оленеводческой отрасли и контроль за ней. Но они не всегда хорошо работают. Например, в Ямало-Ненецком округе пытаются не допускать перевыпас, дотировать убойный вес, то есть за сдачу мяса государство доплачивает. Но есть мировоззренческие установки: для ненца олень — это всё, количество оленей — мерило богатства.
Главная проблема для коренных народов Севера, и для ненцев в том числе, это влияние активного промышленного развития северных регионов. Само по себе развитие добычи нефти и газа не хорошо и не плохо и в перспективе способно как принести дополнительные возможности коренному населению, так и уничтожить его. Помочь должно проведение этнологических экспертиз этих промышленных проектов. Важно не только появление правовых оснований — закон об Этнологической экспертизе с 1999 года обсуждается Госдумой, но и обучение экспертов, чего в России недостаточно. Сейчас их готовят только в рамках магистерской программы СПбГУ, в то время как в России проживает более 190 народов, из которых значительная часть малочисленные, нуждающиеся в специальных мерах по защите.