Петербургское архитектурное бюро 11Arx получило международную премию The LIT Design Awards 2022 года. Награды удостоилась инсталляция «Однажды ночью под мостом», которую бюро создало в Гатчине в 2019 году.
Архитектор 11Arx Анна Дельгядо рассказала «Бумаге», как ее команда смогла получить международную премию в условиях «бана» россиян и над какими проектами бюро работает сейчас.
Анна Дельгядо
архитектор бюро 11Arx
— Что за конкурс LIT Lighting Design Awards и насколько важна победа в нем для российских архитекторов?
— Это международный конкурс, куда световые дизайнеры и архитекторы посылают готовые проекты в разных номинациях: освещение зданий, ландшафтное освещение, большие световые объекты и так далее. Мы в этом году отправили туда нашу работу «Однажды ночью под мостом» в категории «landscape lighting».
Удивительно, что русское бюро сейчас вообще зарегистрировали.
— Почему вас удивило, что ваш проект взяли? Из-за «бана» архитекторов из России?
— Сейчас какой конкурс на archi.ru ни открой, российские архитекторы — персоны нон грата. Даже на конкурс на музей ядерной бомбы не пускают. Всё равно, конечно, можно попробовать отправить работу и ждать ответа. По крайней мере, мы продолжаем пытаться, и недавно нас зарегистрировали на маленький конкурс в Греции.
Почему нам в таких условиях решили выдать премию LIT Lighting Design Awards, я не знаю. Инициатива исходит от организаторов. Некоторые пропускают архитекторов из России, некоторые нет. Но мы в любом случае рады, что нас заметили.
— В чем смысл арт-объекта, который получил премию?
— Этот проект мы придумывали для «Ночи света» в Гатчине — большого фестиваля света под Петербургом, который устраивала Ольга Аршанская (директор фестиваля. — прим. «Бумаги») с приглашенными иностранными художниками и архитекторами.
Выставка проходит в Гатчинском парке, где вокруг прудов устанавливают арт-объекты. Подобные фестивали света сейчас очень популярны во всем мире.
В первый раз мы подали заявку на участие в фестивале в 2019 году, когда он еще был международным. Тогда нам дали два гранта на реализацию проектов «Однажды ночью под мостом» и Havana Sunset.
«Однажды ночью под мостом» — объект, который был специально придуман для Гатчинского парка. Он взаимодействует с ландшафтом. Как только человек заходил в парк, он первым делом видел нашу большую люстру под мостом и ее отражение в пруду. Он как бы сразу оказывался во дворце.
А в 2022 году мы снова участвовали в этом фестивале света с инсталляцией «Круглый стол».
«Круглый стол» — это динамичный объект. В Гатчинском парке он висел над водой. Идея в том, что за стол нужно вроде бы нужно сесть и договориться, но он остается недосягаем. Мы записали для инсталляции специальный саундтрек на основе реплик из кино: мужчины и женщины на разных языках спорили, ругались, иногда казалось, что соглашались друг с другом. В зависимости от тона разговора менялось и освещение объекта.
— Как «культура отмены» влияет на российских архитекторов?
— Для нас «отмена» российских архитекторов — это очень важно и очень неприятно. Мы всегда старались участвовать в международных конкурсах и следить за тем, что делают архитекторы в разных странах. Мир же постоянно обменивается опытом и технологиями. Что-то хорошо делается в Германии, что-то в Бельгии, что-то в Чили.
Теперь этот обмен существенно сократился или прекратился вообще. Строительные материалы, которые перестали импортировать в Россию, приходится заменять на доступные, и многие проекты, над которыми сейчас идет работа, пришлось сильно переделывать. Пока все работает по инерции, но скоро мы почувствуем «отмену» в полный рост.
Многие архитекторы уехали из России. Уезжают важные звенья цепочки: инженеры, конструкторы, архитекторы. Уезжают кузнецы, столяры и водопроводчики. Все процессы замедляются из-за того, что люди находятся в разных концах света. Конечно, если будет возможность создать что-то вместе, то все они не откажутся от сотрудничества. Очень важны личные контакты и связи.
— Чем сейчас занимается ваше архитектурное бюро?
— У нас продолжаются проекты в Петербурге и не только: интерьеры, реконструкция, арт-объекты, концепции, которые мы разрабатываем совместно с ландшафтными архитекторами. Заказов достаточно. Бывало и больше, но всё равно наше бюро загружено.
Архитектура — это долгая история: много времени нужно потратить, чтобы придумать концепцию, потом спроектировать и построить. Если это интерьер квартиры или ресторан, все можно сделать быстро. Но крупные объекты — это всегда долгосрочное планирование, которое требует больших вложений времени, денег, сил, стабильности. Отчасти поэтому нам очень нравится участвовать в конкурсах — там сразу виден конец проекта.
— Как сейчас развивается архитектура в России и в Петербурге? Каков здесь вектор федеральной и региональной политики?
— Сейчас в России много молодых архитекторов, которых обучают архитектурные вузы — например, школа «МАРШ» в Москве. Создаются и развиваются новые бюро. Но в основном это частные инициативы с частными заказчиками и проектами.
На мой взгляд, в России мало открытых архитектурных конкурсов по городскому благоустройству, куда можно было бы подать заявку и обсуждать проекты детских площадок, площадей, скверов. Важно, чтобы в этих конкурсах не было назначенных победителей и даже никому не известные, но талантливые команды могли получить грант. Как, например, норвежское бюро Snøhetta, которое победило в конкурсе на строительство библиотеки в Александрии: пока шла стройка, они стали крупным международным бюро.
К сожалению, в России сейчас таких лифтов либо нет, либо они плохо работают. Если бы молодым специалистам дали больше возможностей участвовать в создании ткани города, то всё вокруг было бы лучше и живее.
Ну и конечно, нам необходима открытость миру. Архитектура, как и наука, не может существовать в изоляции. Нельзя в наше время быть только, например, армянским архитектором, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Это все равно что закрыть Эрмитаж и оставить один только Русский музей.
Что еще почитать:
- «Эти женщины очень уязвимы, поэтому им можно аккуратно закидывать правду». Как украинка занимается антивоенной пропагандой в российских чатах.
- «До какого-то момента я верил, что нужно остаться в России». Хореограф Илья Живой — о том, как уволился из Мариинского театра и как с афиш пропало его имя.