В Петербурге ежегодно снимают сотни фильмов — только в 2010-е годы город стал съемочной площадкой для 1,2 тысячи картин.
Краевед Алексей Шишкин рассказывает о местах, в которых проходили съемки «Брата» Алексея Балабанова, «Собачьего сердца» Владимира Бортко и «Лета» Кирилла Серебренникова.
Читайте, почему Татарин и Круглый из «Брата» встречались на улице Рентгена и где на самом деле находилась коммуналка Майка Науменко.
Пересечение Камской и 17-й линии: трамвайное кольцо напротив «поповского дома» из «Брата»
В фильме. Петербург Балабанова и «Брата» — это в значительной степени Васильевский остров: из чуть более чем тридцати локаций натурных съемок здесь находятся девятнадцать.
Данила Багров добирается на служебном вагончике до Смоленского кладбища, чтобы укрыться в склепе у своего приятеля «Немца». Под финальные аккорды песни «Воздух» группы «Наутилус Помпилиус» желтый трамвай разворачивается, а на заднем плане виден характерный силуэт дома на Камской, 12.
Добраться до дома на Камской на трамвае больше, увы, не судьба — рельсы на 16-17-й линии были разобраны в 2000-е, а то самое кольцо у Ново-Смоленского моста отдано под застройку бизнес-центром с мебельным магазином.
История. В 1900-е участок 17-й линии близ пересечения с Камской улицей начали застраивать домами в стиле модерн, и самый эффектный из них принадлежал Смоленскому кладбищу. Новая постройка так и обозначена во всех адресных книгах — «Доходный дом Смоленского кладбища», хотя это и не совсем точно. Здание принадлежало церкви Смоленской Иконы Божией Матери. Доходы от сдачи квартир должны были пополнить приходскую казну куда эффективнее медяков из церковных кружек. Строил дом Иван Иванович Яковлев, выпускник Академии художеств — не архитектурная звезда, но крепкий мастер с узнаваемым почерком. Первые жильцы сюда въехали в 1906-м году.
После революции здание на Камской перешло в ведение домкомбеда — домового комитета бедноты, отдельные квартиры уплотнили, преобразовав в коммуналки. Тем не менее жильцы не забыли о прошлом здания: в советское время строение носило прозвище «поповский дом».
Сейчас. В парадных дома сохранились не только привычные элементы вроде фигурных перил, геометрической плитки и исторических квартирных дверей, но и такая редкость, как цветные майолики. Ими в городе могут похвастать буквально считанные доходные дома. Чтобы разглядеть эти артефакты, необязательно даже изыскивать способ попасть в парадные — достаточно лишь заглянуть в тамбур между историческими внешними дверями и современными металлическими, закрытыми на замок с домофоном.
Рентгена, 4: бандитская сауна и система проходных дворов из «Брата»
В фильме. «Борзеет Татарин. Вперед много взял… Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе», — говорит авторитет Круглый, любитель пословиц и поговорок, в одной из первых сцен фильма. В окно он наблюдает, как Татарин — герой Виктора Сухорукова — уходит со встречи и садится в иномарку. Машина припаркована у дома по улице Рентгена, 4 на Петроградской стороне. Если верить старожилам, Балабанов выбрал локацию для криминального рандеву не случайно. Якобы в середине 1990-х в полуподвале роскошного дома в стиле модерн находилась сауна, в которой любили обсуждать дела невыдуманные криминальные авторитеты.
Место для подобных встреч и правда было удобное: с прямым выходом в сад на Каменноостровском и к улицам Рентгена и Льва Толстого. Рядом несколько систем проходных дворов, в которых удобно скрываться от преследователей. В фильме 1997 года у здания на Рентгена, 4 еще нет ворот — сейчас проход внутрь для посторонних закрыт решетчатыми створками.
История. Долгое время на этом месте находился огромный сад «Новый Свет», принадлежавший семье цветочных магнатов Эйлерсов. Помимо банальных роз, в оранжереях росли ландыши, азалии, камелии, папоротники, пальмы и лавры. Однако к начале XX века начался строительный бум и земля на Петроградской стороне стала слишком дорогой, чтобы выращивать на ней цветы, пусть и на продажу. В 1913 году на одном из участков, принадлежавших семье Эйлерс был построен доходный дом по проекту Константина Элерса — сына главы семейства и молодого инженера-архитектора. Лучшую квартиру в новом доме — в 14 комнат — занимал основатель цветочной империи Герман Эйлерс.
Сейчас. В здании нет арендаторов, который бы напоминали о бандитском прошлом или дореволюционном шике, только несколько адвокатских контор, центр физкультуры и спорта и жилые квартиры. Но уцелела часть когда-то огромного сада «Новый Свет»: в советское время его переименовали в Кировский садик, сейчас — сквер Низами. Там, где прежде в теплицах выращивали «букеты от Эйлерса», стоит бронзовый перс, играют дети, жители окрестных домов выгуливают собак.
Моховая, 27–29: диппредставительства и квартира премьера-министра империи из «Собачьего сердца»
В фильме. «Пропал калабуховский дом», — восклицал на экране профессор Преображенский в исполнении Евгения Евстигнеева, глядя на Дом страхового общества «Россия». Однако здание на Моховой улице во много раз крупнее своего литературного прототипа в Москве.
«Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно?», — восклицает Преображенский в кино. К бывшему дому «России» эта цитата тоже вполне подходит — большая часть жильцов сегодня попадает в квартиры по бывшим черным лестницам для прислуги. Впрочем, грандиозный парадный подъезд в центральной части здания под башенкой тоже сохранился. В нем уцелели богато украшенные квартирные двери, лепнина, плитка, травленые стекла с узорами, шахта лифта из начала XX века.
История. Здание возведено по проекту архитектора Леонтия Бенуа по заказу страхового общества «Россия». Сам Бенуа писал, что «поставил флигель в характере французской архитектуры (камень с кирпичом), а главное здание — в стиле французского ренессанса (сгоревшего дворца Тюильри)». В разное время в местных квартирах располагались посольство Болгарии и дипломатическое представительство Китая. Здесь же в 1914–1918 годах проживал бывший министр финансов и премьер-министр Российской империи граф Владимир Николаевич Коковцев.
Сейчас. В кинодоме профессора Преображенского можно какое-то время пожить, здесь расположен мини-отель. На скамейке во дворе сидят бронзовые фигуры медика и собаки — памятник героям фильма «Собачье сердце», который установили в честь 30-летия картины.
Кирочная, 6: коммунальная квартира Майка Науменко из фильма «Лето»
В фильме. Семикомнатная квартира на третьем этаже доходного дома на Кирочной много лет простаивала: ее пытались продать, но привести в порядок огромную жилплощадь стоило почти столько же, сколько купить (впрочем, сейчас ее, похоже, кто-то всё же купил). Квартира занимает больше половины этажа, ее площадь превышает 300 квадратных метров.
В июле 2017 года на Кирочную, 6 приехала съемочная группа фильма «Лето» Кирилла Серебренникова. Семикомнатная квартира должна исполнить роль коммуналки, в которой обитали Майк Науменко и его жена Наташа и куда приходили в гости юный Виктор Цой и другие музыканты. Тогда речь шла только о первом знакомстве со съемочной локацией.
Во время съемок квартиру пришлось заново обставить мебелью, чтоб создать ощущение жилого и даже по-советски уютного помещения. Камера Владислава Опельянца явно избегает некоторых ракурсов — как раз тех, в которых можно понять, что на самом деле квартира давно необитаема.
В фильме «Лето», кроме дома на Кирочной, можно увидеть еще одно здание — доходный дом инженера Кондратьева на Псковской улице. На его крыше со стрельчатыми башнями беседуют Майк и БГ ближе к концу картины. Кроме того, в фильме мелькают узнаваемые пейзажи Новгородской улицы, Почтамтской, Рубинштейна. А прототипом парадной Боба, в которой разворачивается сюрреалистическая сцена с девушками в белом, была известная в рокерских кругах лестница в доме на Малой Конюшенной, 5.
На самом деле коммунальная квартира, где Майк жил с женой Натальей находилась на Боровой, 18, на последнем, седьмом этаже. Комнату в 1980-м здесь дали именно Наталье, но в народе жилье всё равно называли «коммуналкой Майка». Кроме самого лидера «Зоопарка» в ней жил гитарист группы Александр Храбунов. В том же доме снимал жилье басист «Зоопарка» и «Аквариума» Михаил Файнштейн.
История. Доходный дом на Кирочной, 6 был построен по заказу строительного подрядчика Ивана Екимова. Тот заказал проект Вильгельму Ван-дер-Гюхту, который тяготел к стилистике декоративного модерна: почти каждая ранняя его работа украшена подобно кремовому торту. Ван-дер-Гюхт придумал обильно украшенное скульптурой шестиэтажное здание на пару десятков роскошных квартир с магазинами и двумя дворами. На строительство ушло два строительных сезона — 1908 и 1909 годы. Это показатель основательности: обычно даже куда более масштабные постройки успевали возвести всего за одно лето. В каждой квартире лицевого корпуса были дорогие финские кафельные печи, электрическое освещение, модные восточные мотивы в интерьерах.
Сейчас. Судя по всему, сейчас семикомнатную квартиру всё-таки кто-то купил, ее больше нет на сайтах продажи недвижимости. На момент сьемок «Лета» в квартире сохранилось много любопытного: две печи в передней и гостиной, лепнина, дверные и оконные ручки, даже дверца подъемника для дров на кухне. Но главное украшение жилища — «яблоневый сад» в коридоре: стены там покрыты скульптурными изображениями ветвей фруктовых деревьев, сгибающихся под тяжестью плодов. Вся эта роскошь типовая: квартиры на всех жилых этажах в парадной оформлены похожим образом.
Что еще почитать:
Невский проспект за 1 час: маршрут по четырем адресам — с Гоголем, Сталиным и Айн Рэнд.
От «Довлатова» до «Смешариков». Какие фильмы финансирует Смольный и сколько из них не вышло на экраны.