Компания iPort — Apple Premium Reseller запустила конкурс мобильной фотографии «Город наизнанку», в котором нужно будет показать Петербург с непривычных сторон — людей, здания, события, погоду. Организаторы конкурса просят показать не туристический Петербург, а индивидуальный взгляд фотографа на город.
6 декабря жюри выберет 50 работ, которые появятся на цифровой выставке в ТРК «Охта Молл»: она пройдет с 15 по 21 декабря. Среди призов — подарочные сертификаты от iPort на 100, 50 и 30 тысяч рублей. Подробности об условиях конкурса — по ссылке.
Где в Петербурге можно найти новые места и ракурсы для снимков, чем привлекательны непарадные виды и почему местные доходные дома, крыши и интерьеры напоминают фотографам о Париже, Лондоне и Риме?
Для партнерского материала с iPort «Бумага» попросила трех петербургских блогеров сделать или выбрать снимки, на которых Петербург похож на другие европейские города. Съемка проводилась на iPhone разных моделей.
Антон Черненко, Максим Косьмин и Денис Мамин объяснили свой выбор и рассказали о том, почему любят фотографировать город.
Антон Черненко
Автор альманаха petrograd.daily, ведет его с 2015 года. Выбрал для снимков центр Петербурга, который напоминает ему о Риме
— Для материала «Бумаги» я взял старика — Iphone 5 — и отправился в буквальный и смысловой центр города. Петербург — это ночной и темный Рим. [Здесь всё похоже на] кино: свет поставили кривовато, снимают студенты, наивный монтаж. Чуть-чуть неказисто, без имперского лоска и немного в тумане, но очень знакомо и навевает ностальгию.
iPhone 5 уже можно считать цифровым винтажным аппаратом. Эта камера просто не может снять тьму — в отличие от современного iPhone, который уже как камера ночного видения: фотография стала возможной даже в полной темноте, что иронично противоречит самому определению явления (изображение получается при помощи фиксации света — прим. «Бумаги»).
Вы бы знали, как тяжело в наше время сделать технически плохую фотографию! Размытую, нерезкую, шумную… [Хотя] инстаграм начинался как фильтры, имитирующие эффекты при проявке: цвета смещались и инвертировались.
В последнее время я практикую две манеры съемки. Первая — это одинаковые маршруты и попытки снимать одно и то же на протяжении времени. Медитация, если хотите. Наблюдение за медленными изменениями, за тем, как движется лед. Это не сложно: из быстрого у нас только течение Невы.
Второй способ съемок — поиск чего-то, выбивающегося из ровного течения. Так стоит розовая урна на пустыре: словно появляются артефакты сжатия при перегретой видеокарте. [Такое можно найти], например, оказавшись там, где ты никогда не был — для этого подойдет станция метро «Пролетарская».
Я снимаю спринтами, делая передышку. Если снимаю в понедельник, среду и пятницу, то вторник и четверг — нефотогеничны.
За время жизни [моего блога] снимки менялись радикально. Всё задумывалось черно-белым, как модернистская уличная фотография. Сейчас альманах — поле эксперимента. Последние карточки могут выглядеть так, словно автор сошел с ума, ведь решительно непонятно, что он вообще имел в виду в этой цветной абстракции.
petrograd.daily — визуальная практика. После бурного роста наступил созерцательный период. Количество лайков перестало быть важным, как и продвижение. При этом инстаграмом стало всё: коты и ноготочки, бары на Рубинштейна и шиномонтаж в Вартемягах. Это наша новая среда.
Даже у моста есть инстаграм: English Bridge (его ведет сам Антон Черненко — прим. «Бумаги»). Подписываемся, ставим лайк, жмем на колокольчик.
Нет важного и неважного, прекрасного и уродливого. Что важнее — миллионы снимков на Дворцовой площади, сделанные с одной точки, или снимок со дна Невы?
Инерция стройности замысла Петербурга уже прошла — мы двигаемся по накатанной, где есть место большим памятникам тотальной безвкусицы и дисгармонии: настолько плохо, что даже хорошо.
Максим Косьмин
Автор блога о квартирах старого фонда, фотографирует их с 2015 года. Выбрал интерьеры, которые напоминают ему о Берлине, Риге, Флоренции и Лондоне
— По просьбе «Бумаги» я выбрал интерьеры с примечательными деталями, которые могут вызвать ассоциации с другими странами. Например, популярную модель печи на первом снимке, прозванную специалистами «Брунгильда», спроектировал Пауль Обст — берлинский художник и скульптор. Точно такие же изразцы можно встретить, например, в музеефицированной квартире фабриканта Фрица Хайна в Берлине. Кроме того, у входа в квартиру до сих пор висит латунная табличка с именем инженера, жившего здесь в 1920-х, который хоть и родился в Петербурге, образование получал всё в том же Берлине и даже поработал в немецком Siemens.
В квартире на втором снимке я вижу Ригу. Это жилище находится в доме, который является образцом северного модерна: он очень свойственен в том числе и для латвийской столицы. Именно в Риге сразу в нескольких старых квартирах я наблюдал четырехстворчатые двери. А еще в этой петербургской квартире есть изразцовый камин, который ранее мне попадался лишь однажды — в дачном доме на рижском взморье.
Ванная комната в квартире декоратора Андрея Дмитриева вызывает у меня прямую ассоциацию с Италией. Например, Флоренцией. Тут множество интересных деталей, но главная, на мой вкус, — мраморная ванна. Она сделана в Италии 100–150 лет назад, причем сама форма — львиные лапы и «кольца» — копирует музейные образцы, сохранившиеся еще со времен античности. Такие ванны, кстати, поставлялись из Италии в Петербург еще в XIX веке, но конкретно этот экземпляр был привезен хозяином уже в наше время.
Еще один ванный уголок находится в квартире, которая еще два года назад была запущенной коммуналкой. Мои друзья ее отреставрировали и превратили в одну из самых красивых квартир Петербурга (субъективно). Несколько моих подписчиков без колебаний приписали эту ванную комнату к английской традиции: «прямо как в Лондоне». Возможно, они и правы, особенно учитывая тот факт, что Англия — родина современной сантехники.
Я стремлюсь передать красоту квартир на снимках. Раньше я об этом не думал: мне скорее хотелось, чтобы в кадр влезло как можно больше пространства. Из-за этого я долго снимал на мыльницу, но весь последний год использую iPhone XR, который закрывает мои потребности для инстаграма процентов на 90: у последних моделей увеличился угол обзора. (Впрочем, главная опция — камеру протереть.) Я также обрабатываю фото в Lightroom.
Чаще всего, когда я прихожу в квартиру [для съемки], то ничего не трогаю. Фотографирую всё как есть, показываю взгляд жильцов [на пространство]. Могу убрать только случайный предмет, попавший в кадр, — хозяйскую сумку, например. Я не учился снимать интерьеры — так, как это делают интерьерные фотографы. Просто хожу, примеряюсь, делаю довольно много снимков, но в итоге всего несколько из них попадают в блог. Вопрос скорее не в выборе ракурса, а в выборе отснятого материала.
Порой в квартире для меня важна конкретная деталь — например, лепнина или печь. Но иногда важна картина в целом. Думаю, смотреть на квартиры в блоге — это как подглядывать в замочные скважины: можно удовлетворить свое любопытство.
Денис Мамин
Автор блога о крышах и путешествиях, снимает с 2010 года. Выбрал ракурсы, которые напоминают ему о Лиссабоне, Париже, Будапеште и Риме
— Разноуровневые крыши и атмосфера веселья и свободы в Петербурге напоминают мне о Лиссабоне — это то, за что я так его люблю. А воздушная архитектура доходного дома Николаевской церкви ассоциируется у меня с архитектурой Парижа: оригинальная жилая мансарда — редкий гость в наших краях и норма в столице Франции.
Я начал снимать город с необычных ракурсов еще десять лет назад, когда увлекся прогулками по крышам. На крыше у меня не всегда есть с собой камера, чтобы сделать кадр, и я использую телефон. Кроме того, не всюду можно пролезть с фотоаппаратом. Я использую iPhone 8 Plus: в основном снимаю на стандартную камеру в обычном режиме, иногда пользуюсь портретной камерой.
Я могу остановиться и сделать кадр по самым разным причинам: игра света и тени, колоритный человек, интересная композиция, что-то необычное в привычной среде. Редкая для Петербурга двойная лестница напоминает будапештские лестницы, ведущие в галереи внутренних дворов. А помпезность, которая ощущается на кадре [с колонной особняка Румянцева], прочно ассоциируется у меня с «вечным городом» — Римом.
Раньше у меня была очень яркая обработка — «открыточная». В какой-то момент она мне надоела. Кроме того, атмосфера некоторых кадров терялась. По этой причине я перешел на обработку, которая имитирует старые пленочные кадры: добавляю зерно, потертости. Из приложений пользуюсь VSCO и RNI Films для цветокоррекции, Photoshop Express для коррекции в сложных случаях, SKRWT для выправления перспективы, Slow Shutter или Cortex Cam для длинной выдержки и Moment для фото с ручными настройками.
Я также выстраиваю для себя ленту в приложении UNUM, чтобы посмотреть, как фотографии смотрятся вместе. Естественно, у меня есть и контент-план. Я не выкладываю снимки спонтанно — только планирую их. При этом я больше фотограф, нежели блогер. Я чаще думаю о том, что мне самому интересно показать, чем о предпочтениях подписчиков. Аудитория циркулирует: одни люди приходят, другие уходят.
У меня нет проблемы поиска нового контента. Главное решение, которое мне приходится постоянно принимать, — что выкладывать [в блоге] и что делать с остальными снимками. На данный момент в инстаграме я выложил процентов 5–10 моих архивов. Часто я отталкиваюсь от настроения: например, открываю архив, посвященный какой-нибудь поездке, и выбираю кадр, который вызывает у меня ностальгию.